журнал виномания гротеск вечности пьер кордье продолжает исследование образа вина. на сей раз объектом его внимания стало винопитие как повод для едкой сатиры. опьянение показывает человека в истинном виде, который обычно скрыт от окружающих. и именно это дает возможность столь удачно использовать такого рода ситуации признанным сатириками и любителям гротеска - диккенсу, бальзаку и генриху манну. но для начала - гораций, не менее ехидный автор, для которого вино тем не менее служило не кривым зеркалом для отражения тревог и бед этого мира, а скорее их оппозицией. гораций вино и вечность квинт гораций флакк (65-8 гг. до н.э.) - сын раба, прославивший национальное возрождение в эпоху императора августа, мог писать благодаря покровительству богача мецената - посвятил вину немало строк. в его одах упоминаются преимущественно баснословно дорогие вина из лацио и кампании: с горы массика, фалернское и цекубское. однако это не значит, что он пренебрегает менее престижными винами из сорренто, салерна и велиа. гирлянда итальянских названий придает римский оттенок поэзии, скроенной по образцу александрийского стиха. в конце концов и сам поэт гордился тем, что "первым перевёл на италийский лад эолийскую песню". вино в поэзии горация отражает политическую ситуацию того времени. вакх, каким его представляет поэт во второй книге од, не является безумным возмутителем спокойствия (в отличие от своего типичного образа из греческой мифологии): у горация это великое божество, укрощающее воды, великанов и диких зверей и превращающее неукротимого цербера в послушное домашнее животное. бог вина осуществляет космическую работу, схожую с той, что в исторической реальности выполняет император август. философия, инспирированная эпикурейством, лежит в основе политических убеждений горация. прежде всего, вино не воспринимается как угроза, ибо "доблесть древнего катона часто, по слухам, вином калилась".